Влияние пандемии на индустрию красоты было огромное и, к сожалению, оно было отрицательным. Что мы можем сделать сейчас, чтобы предотвратить повторение этого плохого сценария в похожих условиях?
Мой собеседник Сабине Улберте, председатель Латвийской ассоциации специалистов по красоте.
Мы живем в нестабильное время, в нашей жизни пандемия, к которой мир не был готов ни морально, ни физически, ни финансово.
Как вы думаете, как пандемия повлияла на индустрию красоты?
Конечно, ни к чему подобному никто не был готов, но оглядываться на то, что это было и как все это было, не стоит.
Если смотреть от начала к настоящему, то труднее смириться не с пандемией или ограниченными условиями труда, а с ненормальным ощущением беззакония, несправедливости и нелогичности решений, которые, конечно же, действовали не только для нас, но и в других сферах услуг. Правительству мы настойчиво объясняли и обосновывали наши позиции и доводы, требовали право работать без нелогичных ограничений, но в какой-то момент действительно возникло ощущение, что делается все возможное, чтобы уничтожить нашу отрасль. И с этим было сложнее всего смириться, потому что мы действительно были одними из первых из отраслей, которые прошли вакцинацию, мы сделали все возможные и невозможные предложения и даже составили меморандум о безопасности и подписали его с министром внутренних дел Сандисом Дирденсом. А результатом оказалось то, что в 2021 году косметология была запрещена 10 месяцев. С этим очень трудно смириться. Поэтому я, как руководитель ассоциации, до сих пор участвую в заседаниях оперативной руководящей группы при правительстве. Я до сих пор обсуждаю эти нелепости и пытаюсь добиться нормального долгосрочного регулирования нашей отрасли в будущем.
Уже сейчас, с 1 марта, все будет открыто и будут разного рода серьезные послабления, можно будет собираться на массовых мероприятиях до 3000 человек. Но в индустрии красоты по-прежнему действуют серьезные ограничения. У меня есть вопросы в связи с этим. Почему я не могу принять непривитого клиента с отрицательным тестом? Не безопаснее ли этот клиент по отношению к клиенту, который имеет сертификат, но активно начинает посещать магазины. В апреле к работе будут допущены непривитые специалисты и непривитые клиенты. Ограничения отвенены. Даже можно убрать ограничивающие стенки. Как будто все закончилось. Но в Минздраве напоминают, что сертификаты не отозваны, только отменено требование их проверки. А это две разные вещи. В этот момент у правительства есть очень широкое поле для того, чтобы в любой момент сказать, что завтра мы снова вернемся к сертификатам covid и, возможно, с запретами на работу, получение услуг и так далее. Но срок действия многих существующих сертификатов истечет. Сейчас это скользкое место, о котором никто не говорит и не говорит ясно. Это то, что возможно будет применимо к нашей отрасли.
Не секрет, что ассоциации, ваша LSSA и Латвийская ассоциация косметологов и косметологов (LKKA) сделали очень много для открытия отрасли, а также в связи с выплатой по простою 500 eur весной 2021 года. Чего вы ждали от правительства и можно ли вашу совместную работу назвать продуктивной?
Изначально шла речь о нашей работе с правительством и сотрудничестве правительства с отраслью в целом и я поначалу была в отчаянии, потому что мне лично пришлось представлять всю отрасль, хотя я сама косметолог и, возможно, до конца не понимаю волнений и нужд парикмахера или мастера маникюра. Конечно, в тот момент я стала предствалять уже всех. Но все должны понимать, что это было в основном мое личное решение, потому что я лично потеряла все свои доходы из-за запретов на работу. Я открыла частную практику, вложила в нее собственные средства, а у меня отняли возможность работать. Я совершенно здоровый человек с двумя высшими образованиями и работь мне запретили. Январь прошлого года был переломным моментом, когда мы уже страдали от октября 2021 года. В январе 2021 года мне позвонил министр финансов и спросил, почему наша отрасль так неохотно подает заявки на разработанные механизмы поддержки. Я ему объяснила, что все эти механизмы устроены так, что практически на помогают нашей отрасли и большенство специалистов по ним неквалифицируются. В тот момент действительно казалось, что нас наконец-то услышали, нас подключили к рабочей группе. И, на тот момент, очень быстро было достигнуто всех устраивающее решение - каждому, кто работал в нашей отрасли пообещели выплатить 500 евро в месяц. Я согласна, что наверняка был кто-то, кто получил эти 500 евро и это было больше, чем он обычно зарабатывал. Но в этой ситуации я должена согласиться с бывшим министром здравоохранения г-жой Винкеле, что правительство не должно беспокоиться о том, что кто-то получит слишком много, а должно беспокоиться, если кто-то вообще останется ни с чем.
Проблема со стороны правительства возникла в тот момент, когда эти 500 евро нужно было платить очень долго. Когда мы работали с Минфином по этому вопросу, планировалось, что отрасль будет открыта 27 января 2021 года, потом перенесли на 7 февраля 2021 года. Но, как известно, косметология была открыта только в июне 2021 года, а это уже 8 месяцев непрервного простоя. Следующий запрет начался в октябре, и тогда в октябре правила поменялись - были созданы механизмы поддержки, на которые многие уже не могли претендовать, в том числе и я. Это было связано с изменением в июле налогового режима в страны, а также отмены ранее существовавшего режима патентов. Мы наблюдали гораздо более серьезное падение, так как все сбережения закончились, многие в долгах, потеряли работу или место практики.
Результатом всего этого явилось то, что очень большая часть отрасли ушла в подполье.
Может быть, стоит еще больше усилить работу и значение ассоциации?
С другими ассоциациями я пробовала работать и обращалась к другим отраслям, приглашала присоединиться к нашей ассоциации. Мое видение состояло в том, чтобы расширить ассоциацию, уйти только от нужд косметологии, предлагала поделиться мнениями и идеями каждой из направлений индустрии красоты. Но, к сожалению, специалисты и мастера уже привыкли индивидуально работать и никто не проявлял интереса и желания вступать в ассоциацию. Однако мы ничего не можем сделать поодиночке, и мы должны работать вместе. Я хочу подчеркнуть, что все должны быть активными, а не ждать, пока кто-то возьмет вас за руку, приведет и запишет в ассоциацию. Звоните, пишите заявки и приходите с инициативой.
Недавно, для того, чтобы мы могли быстро реагировать и получать разъяснения по правилам Кабинета Министров, я создала группы в Whatsapp ( Skaistumkopšanas nozare!) , https://web.whatsapp.com/ и в Телеграм https://t.me/+XwIx1bG8EJtmMzY0.
В группах объединились специалисты со всей индустрии красоты. Группы созданы для того, чтобы я могла информировать о решениях которые планирует приянть правительство, и, соответственно, это даст возможность специалистам к этому готовиться. Приглашаю каждого из вас присоединиться!
Какими вы видите цели и задачи ассоциации после пандемии? Хотите ли видеть в рядах объядинения всех специалистов индустрии красоты, а не только косметологов?
Очень важно понимять и определить базовые правила для индустрии, которые необходимо соблюдать вне зависимости от того, пандемия это или что. Нам нужно, чтобы среда, в которой мы работаем, была организована законодательно и налогово. Мы должны знать, что от таких внезапных невзгод и кризисов нас защищает закон и у нас есть права. И тогда мы вдруг не станем недееспособны за один день. Конечно, мы должны быть социально ответственными. Также я считаю, что текущая цель — изменить налоги для нашей отрасли и , возможно эти налоговые изменения можно применить на другие подобные отрасли. Действующий налоговый режим, а также сложный учет хозяйственной деятельности никоим образом не способствует развитию частной практики. Налоги надо платить, однозначно. Но налоговый режим должен быть адекватен нашей специфике, прост в расчете и понимании. Это серьезная задача, над которой мы планируем работать с профессионалами в области финансов и налогов и предложить свой вариант правительству.
Нам всем, каждому профессионалу в области красоты, действительно нужна сильная и активная ассоциация или, я допускаю, это может быть другой вид объединения специалистов, например профсоюз. Нам необходимо решать стратегические вопросы и предлагать их решение в правительство.
С Сабиной Ульберте беседовала главный редактор журнала HAIR & BEAUTY Анжела Лужнова.
Pievienojies! Latvijas skaistumkopšanas speciālistu asociācija https://lssa.lv/
Интервью опубликовано в журнале HAIR&BEAUTY, 2022(15) февраль-март