Мы продолжаем публикацию, посвященную истории создания косметики Response by Dr.Stavro доктора Людмилы Ставро-Фрейберги. Причиной для создания бренда стало лавинообразное обострение проблемы чувствительной кожи, которое доктор наблюдала за годы работы практикующим косметологом.
Доктор Ставро-Фрейберга, специалист в области превентивной медицины предложила свой ответ на эту проблемы.

Если ваша кожа жирная
Механизмы развития состояния чувствительности при сухой и при жирной коже отличаются. В первой части статьи мы подробно разобрали, как возникает чувствительность в случае первоначально сухой кожи. Осталось лишь добавить, что происходит, если кожа жирная. Казалось бы, все должно быть хорошо? Не все так просто. Дело в том, что кожное сало, которое находится на поверхности кожи, и мембранные липиды имеют совершенно разную структуру. Чтобы стало понятнее, приведу пример, кожное сало можно сравнить с крестьянским маслом, а мембранные липиды – с оливковым. Когда кожного сала становится слишком много, оно не только остается на коже, но и проникает вглубь, там перемешивается с мембранными липидами, вымывая последние из кожи. В результате, мы точно также получаем «дырки» в роговом слое. Кожа оказывается открыта для воздействия всех агрессивных факторов и, эти агрессивные факторы действуют на более глубоком уровне. Механизм возникновения проблемы другой, а результаты прежние. Можно сказать, что чувствительная кожа – это недостаток мембранных липидов в роговом слое.
Нарушение барьерных свойств кожи
По сути, здесь речь идет о нарушении барьерных свойств кожи. Они являются первопричиной того, что появляются акне, что у людей сухая кожа. В клинику приходят молодые девушки, говорят: «Ужас, я старая, посмотрите, у меня такие морщины». Но это не старость, а обезвоженность, то есть проявление чувствительной кожи. Тоже самое и с пигментацией. Фактически, все косметологические проблемы завязаны на барьерных свойствах кожи. Если бы этот барьер был не нарушен, кожа была бы более увлажненной, более защищенной, на ней было бы меньше воспалительных элементов, меньше пигментации. Получается, что если мы сможем укрепить кожный барьер, то этим мы сразу если не полностью решим, то, по крайней мере, обеспечим профилактику многих проблем. И это целесообразно сделать!
Открытие доктора Клигмана
В 60-х годах прошлого столетия известный дерматолог, доктор Альберт Клигман сделал открытие. Он первый сказал, что роговой слой кожи, который на тот момент считали мертвым, на самом деле живой, и написал об этом книгу. Также он заявил, что от состояния рогового слоя зависит здоровье всей кожи. Сначала, его не хотели слушать, но он продолжал работать. Шаг за шагом эта тема развивалась и, его начало поддерживать все больше ученых из разных частей света. Он стал создателем корнеологии – науки о роговом слое (от латинского stratum corneum – роговой слой), после чего уже появилась корнеотерапия. На сегодняшний день мировым сообществом принято, что корнеотерапия – это научный тренд в косметологии.
Корнеотерапия как основной тренд
Все, что было неважным еще 20 лет назад, становится актуальным. Мир уже поменялся и продолжает меняться дальше, причем темп этих изменений очень быстрый. С каждым годом мы видим вокруг себя все больше изменений, и они становятся все значительнее. Агрессии во внешней среде также стало больше, независимо от того замечаем мы это или нет. Стала больше и нагрузка на нашу кожу, а наш образ жизни, питание, и уровень стресса поменялись не в лучшую сторону. Вспомните, что мы говорили, как «цемент» создается кожей изнутри. Поэтому получается, что строительного материала стало меньше, он стал менее качественным, а агрессии извне мы испытываем больше. Поэтому вывод, что корнеотерапия – это основной тренд, полностью обоснован, ведь как поменялся мир, так и косметика должна стать совершенно другой, корнеотерапевтической.
Мне стало любопытно
Примерно три года назад возникла такая мысль: «Как сделать свою косметику»? Мне стало любопытно. Начался период поездок по всему миру, посещение выставок. Но речь идет о других выставках, не тех, на которых мы привыкли бывать. Это выставки для производителей косметики, там представлены различные ингредиенты и технологии. Я приезжала и, у меня появилось ощущение, что я абсолютно ничего не знаю. Захожу в огромный зал, а там ничего нет, только формулы написаны на стенках. Ходила и не понимала, о чем это.
В одном котле сварено
Большим откровением для меня в этот период стал один факт. Может быть, для других людей это совсем не тайна, но я очень расстроилась, когда узнала, что хотя и существует огромное количество брендов, но это совсем не значит, что у всех есть своя лаборатория. Чаще всего косметика делается на контрактном производстве. Это значит, что на одном заводе может делаться порядка пятидесяти разных брендов. И, соответственно, в массе своей продукты разных брендов имеют одну и ту же рецептуру. Баночки, в которые положен одним и тот же состав, могут продаваться по ценам, различающимся в десятки раз. Разный маркетинг, разная упаковка, разные страны… Мы живем в век бизнеса.
Контрактные производства
На вопрос, можно ли сделать свою косметику, звучал ответ: «никаких проблем». Но на заводах предлагали выбор из готовых рецептур. Буквально: крем номер 1, крем номер 2 и так далее. А я не хотела выбирать из имеющегося меню, мне были нужны корнеотерапевтические средства. Мне удивлялись, не понимали, зачем это нужно. Признавались, что производство не может этого сделать. Говорили, что если я хочу сделать состав для чувствительной кожи, можно просто добавить к имеющимся рецептам ромашку или алоэ.
Оказалось, что внешние производители ориентированы на уменьшение затрат. По их логике выходило, что продукция и так хорошо продается, зачем с ней что-то делать. То есть на сегодняшний день ситуацией полностью управляет маркетинг, а не реальная польза продукта.
Будем делать!
Вторым открытием стало то, что никто из серьезных контрактных производителей не готов заниматься новой рецептурой. Причина в том, что как варить классические продукты всем понятно, а как делать корнеотерапевтические средства – нет. Это коммерческая тайна. Тогда и начался самый интересный период. Раз это так, то обязательно надо попробовать!
Контрактное производство полного цикла предполагает наличие технолога с новыми рецептурами и так далее. Мы пробовали работать с разными производителями: с французами, поляками, но нет, все они были не готовы. Пришлось искать технолога, который умел бы работать с нужными нам ингредиентами, самостоятельно. В конце концов, я нашла такого специалиста.
Профессиональный вызов
Из общения с технологом выяснилось, что не существует такой книги, которую можно было бы открыть на определенной странице, найти там нужный рецепт и сварить по нему эмульсию. Работать придется методом проб и ошибок. Но технолог сказала, что для нее это очень большой профессиональный вызов, что она понимает огромный риск, тем не менее, отказаться от такого шанса она не в силах.
Мы работали очень долго. Периодически у нее опускались руки. Результат не получался. С ее слов, для разработки одной рецептуры человеку профессиональному нужно максимум пять попыток. Так находится оптимальный вариант, который всех устраивает. У нас же таких проб было по двадцать пять.
Добавлю, что по философии корнеотерапии мы не используем в своих продуктах ничего вредного. В ней максимум органики, все очень чистое. Наша косметика без парабенов, без силиконов, без спирта. Но это не очередной эко-бренд, а научный бренд. Совершенно другой уровень!

Косметика – это эмоции
Ситуация осложнялась тем, что я поставила перед ней еще более сложную задачу. Корнеотерапевтические средства, которые существуют на рынке, без запаха. Но это неинтересно. Ведь косметика должна вызывать эмоции.
Мы попробовали добавлять ароматы и поняли, почему вся корнеотерапевтическая косметика запаха лишена, но решили не отказывать от идеи, а идти дальше. Хотя были предложения на этом остановиться, ведь мы сделали эмульсию и она работает.
Для косметики с такой концепцией выбор ароматизаторов, которые можно применять, невелик. Мы хотели сделать не вызывающую аллергию косметику, а отдушка это, как правило, один из аллергенов. Поэтому ориентировались только на те, о которых доказано, что они не являются аллергенами.
При этом наша основа, то есть сам крем – очень активный. Любое нежное парфюмерное средство в нем меняется настолько, что мы не могли предсказать, какой эффект получится в результате. На это ушло еще полгода. Пришлось общаться с производителями ароматных композиций, рассказать им как меняются запахи в составе нашего средства, и тогда они нам предложили дополнительные линейки ароматов. В конце концов, у нас получилось.
Многозадачная косметика
В основе нашей косметики вместо классических эмульгаторов находятся мембранные липиды. Поэтому она работает совсем по-другому и, не надо удивляться, что наши средства – многозадачные. Одно и то же средство подходит для утра и для вечера, для глаз и для лица. Ее можно использовать для детей, для взрослых и для людей в возрасте, для мужчин и женщин. Это средство выполняет сразу много функций. Главное, что это косметика для кожи.
В нашу первую базовую линию входят очищающее молочко, тоник, три вида крема для лица, био-целлюлозная маска, крем для тела и мицеллярная вода. Всего восемь средств. Тем временем работа над созданием новых продуктов продолжается.
При отдельных показаниях
Если хочется выделить отдельные показания, если у вас есть проблемы с кожей, неважно какие, начинать нужно с базовой косметики. Возможно, мы не решим все проблемы с кожей, возможно проблема больше, чем просто чувствительная кожа, но в любом случае, прежде всего нужно укрепить защитный барьер. Например, при акне, возможно, применение средств базовой линии Response не удалит все воспалительные элементы, но дальнейшее лечение окажется намного более эффективным, и после него не должно быть возврата. Или, если кожа обезвоженная, не надо ее сразу интенсивно увлажнять. Это бесполезно, ведь влага продолжает испаряться через «дырки» в защитном слое кожи. Опять нужно восстановить целостность барьера, и только после этого при необходимости можно заняться дополнительным увлажнением. Но может быть это уже и не понадобится. Здоровая кожа самодостаточна.
Таков мой ответ на годы косметологической практики и все косметические проблемы.
Спасибо за беседу, записала Korina Kononceva
Опубликовано в журнале "HAIR & BEAUTY profesionāļiem" 2019(11), dec-jan